Antoni Gaudí
Дом Бальо́ (кат. Casa Batlló; иногда транслитерируется в русский как «Батло» или «Батльо», также известен, как «Дом Костей») — жилой дом, построенный в 1877 году для текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса по адресу: Пассеч-де-Грасиа (Passeig de Gràcia), 43 в районе Эшампле (кат. Eixample), Барселона и перестроенный архитектором Антони Гауди в 1904—1906 годах.
Ещё не окончив работы по строительству парка Гуэля, Гауди получил заказ на переделку доходного дома,
принадлежащего семейству богатого текстильного фабриканта Жозепа
Бальо-и-Касановас и расположенного по соседству с модернистским домом Амалье. Владелец дома собирался снести старое здание 1875 года и построить на его месте новое, но Гауди решил иначе.
Сохранив исходную структуру дома, примыкающего боковыми стенами к двум соседним зданиям, Гауди спроектировал два новых фасада. Главный фасад выходит на проспект Passeig de Gracia, задний — внутрь квартала. Кроме того, Гауди полностью перепланировал нижний этаж и бельэтаж, создав для них оригинальную мебель, и прибавил подвальный этаж, мансарду и асотею
(ступенчатую террасу крыши). Две световые шахты были объединены в
единый внутренний двор, что позволило улучшить дневное освещение и вентиляцию
здания. Идея придания световому двору особого значения, впервые
реализованная в доме Бальо, была использована Гауди и в ходе
строительства Дома Мила.
Многие исследователи творчества Гауди признают, что реконструкция
дома Бальо является началом нового творческого этапа мастера: с этого
проекта архитектурные решения Гауди будут диктоваться исключительно его
собственным пластическим видением без оглядки на известные архитектурные
стили.
Наиболее замечательной особенностью дома Бальо является практически
полное отсутствие в его оформлении прямых линий. Волнистые очертания
проявляются как в декоративных деталях фасада, высеченных из тёсанного
камня, добываемого на барселонском холме Монжуик, так и в оформлении интерьера.
Существует множество толкований символики главного фасада, но,
по-видимому, наиболее правильной является интерпретация здания как
фигуры гигантского дракона — излюбленного персонажа Гауди, возникающего во многих его творениях. Победа покровителя Каталонии Св. Георгия над драконом может быть аллегорией
победы добра над злом. Меч Св. Георгия, вонзённый в «хребет дракона»,
представлен в виде башенки, увенчанной георгиевским крестом, фасад
здания изображает сверкающую «чешую» чудища и усеян костями и «черепами»
его жертв, которые угадываются в формах колонн бельэтажа и балконов.
Как и в других произведениях Гауди, в доме Бальо тщательно продуманы
мельчайшие детали конструкций и декорации. Интересно оформление
светового двора, где архитектор создал особую игру светотени:
для достижения равномерного освещения, Гауди постепенно изменяет цвет
керамической облицовки от белого до голубого и синего, интенсифицируя
его по мере продвижения снизу вверх и завершая настоящим всплеском
лазури в отделке дымовых и вентиляционных труб. Той же цели служит и
изменение размеров выходящих в патио окон (они постепенно уменьшаются с высотой). Элегантная и функциональная мансарда дома организована при помощи параболических арок, применяемых Гауди и при реализации других проектов.
Все декоративные элементы дома выполнены лучшими мастерами прикладного искусства. Кованные элементы созданы кузнецами братьями Бадия, витражи — стеклодувом Жузепом Пелегри, изразцы
— П.Пужолом-и-Баусисом сыном, другие керамические детали выполнил
Себастьян-и-Рибо. Облицовка главного фасада была полностью изготовлена в
г. Манакор (остров Мальорка).
Предметы мебели, созданной Гауди при оформлении интерьера, в настоящее
время входят в собрание Дома-музея Гауди в Парке Гуэля.
Дом Бальо находится рядом с домом Амалье и домом Льео Морера (кат. Casa Lleó Morera) и вместе с ними является частью «Квартала несогласия», названного так из-за стилистической неоднородности образующих его модернистских зданий.
В 1962 году Дом Бальо был объявлен Художественным памятником
Барселоны, в 1969 году — памятником национального значения, в 2005 году
включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Комментариев нет:
Отправить комментарий